Управление по образованию, спорту и туризму
Дзержинского районного исполнительного комитета

Наш сайт находится в процессе переноса на новую платформу и более не обновляется.
Новый адрес сайта Управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома:  uo.schoolnet.by

Региональная сеть УМК Виртуальный музей
Главный адрес электронной почты! ;)
Оглавление
Внешние ссылки

Cайт Президента Республики Беларусь

 

УО Миноблисполкома

ГИАЦ МО РБ

Комитет по образованю МИНГОРИСПОЛКОМА

Официальный сайт Дзержинского райисполкома

АДУКАЦЫЙНЫ ПАРТАЛ

Дзержинская районная библиотека

Официальный сайт Отдела физической культуры, спорта и туризма Дзержинского райисполкома


Инструктивно-методическое письмо

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

____________ В.В.Якжик

«_11 _» _июля_ 2016 г.

 

Инструктивно-методическое письмо

«Дополнительное образование детей и молодежи в 2016/2017 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты»

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.                  Введение.

II.              Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

III.          Актуальные содержательные и организационные аспекты дополнительного образования детей и молодежи.

IV.    Заключение.

 

I.       Введение

Приоритетным направлением развития системы дополнительного образования детей и молодежи в 2016/2017 учебном году является работа по повышению качества дополнительного образования детей и молодежи, обеспечению его полного соответствия требованиям законодательства, учебно-программной документации.

В этой связи главные задачи деятельности учреждений образования состоят в формировании гражданских компетенций, творческих способностей, поддержке молодежных инициатив, волонтерского движения, развитии лидерства. Ключевой задачей является воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения.

Современная система учреждений дополнительного образования детей и молодежи в нашей стране предлагает обучающимся многообразие направлений деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности детей и молодежи; дает возможность проявления инициативы, активности и индивидуальности, содержательного наполнения свободного времени; способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и профессиональному самоопределению учащихся.

Государственной программой «Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 года № 250, определены направления развития системы дополнительного образования детей и молодежи:

расширение сети объединений по интересам по различным профилям в целях увеличения охвата детей и молодежи дополнительным образованием;

совершенствование организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи на повышенном уровне;

модернизация научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи;

развитие дистанционной формы получения дополнительного образования детей и молодежи;

обеспечение связи между реализацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и профессиональной ориентацией учащихся в соответствии с потребностями регионов в трудовых ресурсах;

совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогических работников системы дополнительного образования детей и молодежи;

организация и проведение мероприятий, направленных на выявление и развитие творческих способностей детей и молодежи;

эффективное сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи в сфере дополнительного образования;

расширение форм предоставления услуг, направленных на раннее развитие детей.

 

II. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса

Деятельность системы дополнительного образования детей и молодежи регламентируется следующими актами законодательства:

Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 (далее – Концепция);

Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;

Положением о педагогическом совете учреждения дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 января 2014 г. № 2;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 2 “О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи (центров, дворцов)”;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 59 «Об утверждении инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 24»;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г.  № 9 (далее – Программа).

Анализ деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с критериями и показателями, размещенными на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by.

 

III. Актуальные содержательные и организационные аспекты дополнительного образования детей и молодежи.

В целях обеспечения дальнейшего развития системы учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2016/2017 учебном году необходимо продолжить последовательную работу по реализации постановления коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 29.04.2015, определяющей основные актуальные направления в работе с обучающимися:

- совершенствование профориентационной работы;

- возможность организации допрофильной подготовки;

- развитие молодежного волонтерского движения;

- включение педагогов дополнительного образования в инновационную деятельность.

Обращаем внимание, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании к объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения. Однако в некоторых регионах органы управления образованием в строгом порядке рекомендуют в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи использовать только термин «объединение по интересам», что исключает возможность гибкого и вариативного подхода к выбору формы объединения по интересам.

Ориентируясь на запросы и интересы детей и молодежи, администрация учреждений, педагоги дополнительного образования должны вести поиск наиболее эффективных форм организации образовательного процесса. Объединение по интересам может преобразовываться (например: от кружка – к клубу или лаборатории; от «школы юных» – к научному обществу учащихся и др.). Процесс преобразования также может быть вызван постановкой перед обучающимися более сложных задач по программе, разработанной на несколько лет обучения, формулировкой новых подходов к отбору содержания, использованием дистанционных форм обучения, традициями учреждения образования и т.д. Поиск наиболее приемлемых форм должен происходить на основе педагогического анализа состояния образовательного процесса и его результативности.

Современная образовательная ситуация требует постоянного анализа и поиска оптимальных решений в вопросах взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и молодежи с учреждениями общего среднего образования. С 2015/2016 учебного года с целью решения задачи выбора профессии выпускниками школ на III ступени общего среднего образования введено профильное обучение. В целях использования ресурсов дополнительного образования детей и молодежи для организации допрофильной подготовки учащихся, их подготовки к возможному выбору профиля обучения, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей в 2016/2017 учебном году учреждениям дополнительного образования детей и молодежи необходимо активизировать работу по реализации программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины.

Республиканскими и региональными учреждениями дополнительного образования детей и молодежи уже разработано более 70 программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины. На сайтах республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» (www.nchtdm.com), УО «Республиканский центр экологии и краеведения» (www.eco.unibel.by), УО «Республиканский центр инновационного и технического творчества» (http://rcitt.by/) размещены программы объединений по интересам с повышенным уровнем различных профилей. В новом учебном году педагогам дополнительного образования, специалистам методических служб необходимо продолжить работу по созданию программ на повышенном уровне, которые предполагают развитие компетентности учащихся в соответствующей образовательной области, позволяют формировать знания и умения на уровне практического применения и начального профессионального образования. Существенную помощь в разработке таких программ призваны оказать материалы, опубликованные в № 7 журнала “Выхаванне і дадатковая адукацыя”.

Необходимо совершенствовать систему взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в вопросах профессиональной ориентации обучающихся согласно направлению получаемого дополнительного образования детей и молодежи. Впервые в 2015/2016 учебном году для учащейся молодежи реализован профориентационно-образовательный проект «Университетская суббота», участниками которого стали более 10 000 студентов 52 учреждений высшего образования. Широко представили опыт работы по ранней профориентации обучающихся республиканские учреждения дополнительного образования детей и молодежи через проведение интерактивных тематических выставок; культурно-образовательных и туристско-спортивных мероприятия; мастер-классов педагогов дополнительного образования и др. Проведение таких профориентационно-образовательных мероприятий должно прочно войти в практику совместной работы учреждений высшего образования и учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, в том числе и в шестой школьный день как на республиканском, так и на региональных уровнях. Новый формат профориентационных мероприятий стимулирует формирование у обучающихся стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах своего профессионального пути. Обучающиеся должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной самореализации через рабочие специальности.

Впервые в 2015/2016 учебном году учащиеся получили возможность принять участие в инновационном движении профориентационной направленности – республиканском конкурсе «JuniorSkills Belarus» (далее – конкурс), координатором и организатором которого выступило учреждение образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества». Целью конкурса стало совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся учреждений общего среднего образования, создания возможностей для освоения ими основ профессиональных компетенций учащимися. В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи особое внимание следует уделить реализации программ объединений по интересам, связанных с компетенциями конкурса: мобильная робототехника, промышленная робототехника, прототипирование, системное администрирование, инженерный дизайн CAD, технологии беспилотных летательных аппаратов, нейропилотирование.

Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей и молодежи становится включение в инновационную деятельность. В новом учебном году учреждение образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества» приступит к реализации инновационного проекта «Внедрение экспериментальной программы дополнительного образования детей и молодежи в области робототехники», который предусматривает повсеместное внедрение программ объединений по интересам по робототехнике в учреждениях образования республики. В этой связи будет продолжена подготовка педагогов дополнительного образования к проведению занятий с учащимися по робототехнике через организацию республиканских семинаров и практических занятий, мастер-классов и онлайн-консультаций.

В апреле 2017 г. пройдет XV республиканский слет изобретателей и рационализаторов, республиканский смотр инновационного и технического творчества учащихся и работников учреждений образования, тематические и персональные выставки творческих работ учащихся и работников учреждений образования (в течение года).

Актуальным является распространение опыта участия обучающихся в предпринимательской деятельности посредством организации работы бизнес-проектов, бизнес-площадок, участия в республиканских и международных проектах экономической направленности, в том числе: тренингов «Молодежное предпринимательство», «Поиск бизнес-идей», «Роль других профессий в моем деле», «Карьерный рост выпускника профессионально-технического колледжа», «Повышение мотивации к созданию собственного бизнеса»; профессиональных конкурсов, выставок технического творчества, экскурсий на производственные объекты, участие в молодежных форумах инициатив и творчества в области экономики; создание и функционирование учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, старт-ап центров и т.д.; проведение форумов, конференций, фестивалей, ярмарок, аукционов, олимпиад, тренингов, выставок, круглых столов, экскурсий, деловых игр, КТД и др.

Задача учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2016/2017 учебном году – продолжить работу по созданию региональных моделей воспитательной работы в субботний день, где учреждения дополнительного образования детей и молодежи выступят координаторами организации шестого школьного дня. Учреждениям дополнительного образования детей и молодежи следует уделять особое внимание планированию и проведению мероприятий в шестой школьный день. Чрезвычайно важно учитывать пожелания учащихся и их родителей, использовать потенциал образовательной и культурно-досуговой среды региона. Педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования детей и молодежи необходимо ориентироваться на проведение совместных мероприятий для детей и их родителей; шире вовлекать их в процесс планирования, организации и проведения работы – это могут быть тематические субботы на базе учреждений, в программе которых предоставляется комплекс образовательных, спортивных, досуговых, информационных услуг для детей и их родителей.

Особое внимание необходимо обратить на работу с учащимися, признанными находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, склонными к девиантному поведению. Система дополнительного образования должна разработать и предложить программы, которые будут востребованы такими несовершеннолетними и будут способствовать формированию их социальной компетентности.         Важным направлением деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи является организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, в том числе в шестой школьный день.

Учреждениям дополнительного образования детей и молодежи во взаимодействии с учреждениями общего среднего образования необходимо активизировать работу по созданию условий для занятий физической культурой и спортом, шире использовать имеющиеся спортивные и тренажерные залы, спортивные площадки, стадионы.          Необходимо на новом качественном уровне организовывать рекламу объединений по интересам физкультурно-спортивного, спортивно-технического профилей, а также спортивно-оздоровительных направлений путем проведения мастер-классов, привлечения средств массовой информации.

Каждому педагогу дополнительного образования необходимо работать над формированием устойчивых принципов здорового образа жизни, что является ключевой задачей по укреплению здоровья детей и молодежи. В новом учебном году приоритетными направлениями должны стать работа по воспитанию культуры труда и отдыха, здорового образа жизни. Совместно с медицинскими работниками учреждений  здравоохранения педагогам дополнительного образования необходимо организовать работу по популяризации здорового образа жизни, бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как неоспоримой ценности, сохранению и укреплению здоровья средствами физической культуры и спорта в форме презентаций, интерактивных общений, конференций и т.д.

Следует продолжить практику проведения дней здоровья, спорта и туризма, походов выходного дня, туристско-спортивных мероприятий, соревнований по видам спорта и туризма. Организационно-содержательное наполнение данных форм работы позволяет участвовать в таких мероприятиях всем обучающимся, в том числе и тем, которые по состоянию здоровья находятся в подготовительной и специальной медицинских группах. Подобные соревнования способствуют популяризации спорта, туризма, краеведения, пропаганде здорового образа жизни и экологической культуры, повышению уровня физического и нравственного развития учащихся.

Взаимодействие учреждений дополнительного образования с семьями обучающихся в ходе тематических праздников “Семейный марафон”, ”Всей семьей на старт“ и т. д.; круглых столов “Здоровая семья – это про нас“, “Мода на здоровье”; туристских мероприятий поможет педагогу успешно вести  работу в данном направлении.

Важной задачей в работе учреждений дополнительного образования детей и молодежи является развитие молодежного волонтерства (добровольчества) – социально-направленной деятельности, осуществляемой молодежью самостоятельно либо через участие в работе молодежных организаций или молодежных объединений. В соответствии с Концепцией организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от                 16 ноября 2015 г. № 128, в структуре учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» создан Республиканский волонтерский центр. Целью волонтерского (добровольческого) движения является создание условий для реализации прав молодежи на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения республики посредством самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности.

В 2016/2017 учебном году будут востребованы информационно-просветительские мероприятия по изучению и освоению теоретических и методологических основ молодежной волонтерской (добровольческой) деятельности, международных практик молодежного волонтерского (добровольческого) движения, проведение обучающих семинаров, тренингов.

Развитию волонтерского движения будут способствовать:

проведение республиканского конкурса «Волонтер года – доброе сердце» (апрель-ноябрь 2017 г.);

проведение в течение года благотворительных акций по оказанию помощи инвалидам, одиноким гражданам, ветеранам войны и труда, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, инвалидам и детям с особенностями психофизического развития («Милосердие без границ», «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «Забота», «Ветеран», «Обелиск» и др.);

организация шефства над детскими домами, центрами коррекционно-развивающего обучения, школами-интернатами;

проведение рождественской благотворительной акции «Дорогой Добра» (декабрь 2016 г.-январь 2017 г.);

проведение слетов отрядов волонтеров, тимуровцев;

реализация в подростковой и молодежной среде программ равного обучения, проведение волонтерами-инструкторами среди сверстников групповых и индивидуальных обучающих занятий.

В Год культуры должна быть продолжена работа по проведению социально-значимых культурных мероприятий, направленных на сохранение историко-культурного наследия, развитие народных традиций, воспитание у граждан любви к Отечеству, а также поддержке творческих инициатив детей и молодежи.

В 2016/2017 учебном году значительное внимание необходимо уделить мероприятиям в сфере художественной культуры, которая является одним из основных средств воспитания у молодежи патриотизма и уважения к Родине. В учреждениях образования предусматривается проведение комплекса мероприятий, связанных со знаковыми для культуры Беларуси юбилейными датами: 75-летний юбилей Владимира Мулявина; 100-летний юбилей Пимена Панченко; 125-летие со дня рождения великого белорусского поэта Максима Богдановича; 120-летие Кандрата Крапивы; 95-летие Ивана Шамякина и др.

Начата работа по реализации гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце» (период реализации – 2016-2018 гг.), старт которому дан в конце января 2016 года в г.Барановичи во время проведения Республиканского праздника «Барановичи – молодежная столица Республики Беларусь». Проект направлен на изучение богатой истории и культуры родного края, ее знаменитых людей; содействие развитию внутреннего туризма, формирование активной гражданской позиции. Основным содержанием проекта является: разработка и создание туристско-экскурсионных маршрутов; создание промопродукции о туристических возможностях на маршрутах (фотографии, справочно-информационные сборники, карты-схемы, буклеты и др.); исследование и возрождение культурных традиций регионов маршрута и др. Условия проведения конкурсных мероприятий гражданско-патриотического проекта размещены на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (www.eco.unibel.by).

Продолжится реализация мероприятий в рамках республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», направленных на совершенствование деятельности учреждений образования по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи посредством их активного включения во всестороннее изучение истории, культуры и природы своей малой родины, родного края. План и условия проведения конкурсных мероприятий акции размещены на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (www.eco.unibel.by).

Одним из векторов совершенствования системы дополнительного образования в интересах устойчивого развития является развитие детско-юношеского туризма. Министерством образования Республики Беларусь 5 разработан ряд документов в помощь организаторам туристско-экскурсионной деятельности:

рекомендации по обеспечению безопасности обучающихся, участников туристско-экскурсионных программ (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 17.06.2015 №10-01-28/230);

методические рекомендации «О некоторых вопросах организации участия обучающихся в образовательных мероприятиях на территории Республики Беларусь и за границей», которые определяют алгоритм формирования и направления организованных групп обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях в Республике Беларусь и за границей (письмо от 19.11.2015 г. № 21/6236 /дс/);

перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (письмо от 28.07.2015 г. № 10-20/1698).

Необходимо в новом учебном году активизировать работу по использованию названного перечня при проведении внеклассных мероприятий. Целесообразно в ходе экскурсий  посещение не только исторических памятных мест нашей страны, но и современных культурных и спортивных объектов с целью популяризации занятий физической культурой и спортом, приобщения к здоровому образу жизни.

Министерством образования Республики Беларусь, Федерацией профсоюзов Беларуси, ОО «БРСМ», ОО «БРПО», Белорусским общественным объединением ветеранов в целях расширения сотрудничества в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, содействия реализации принципов государственной молодежной политики как приоритетного направления социально-экономической политики Республики Беларусь              7 мая 2016 г. подписан Протокол о намерениях сотрудничества в сфере гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.

В рамках третьего Форума регионов Беларуси и России 7 июня т.г. состоялось заседание Координационного совета по развитию дополнительного образования детей и молодежи Беларуси и России, в ходе которого обсуждались актуальные вопросы белорусской и российской модели развития дополнительного образования детей и молодежи, определялись перспективы совместной деятельности.

По итогам заседания состоялось подписание программы туристско-экскурсионных маршрутов, рекомендованных для посещения учащимися Беларуси и России в 2016/2017 учебном году, утвержден состав Координационного совета по развитию дополнительного образования детей и молодежи Союзного государства (материалы размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by).

В целях выявления, обобщения, распространения положительного опыта лучших педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи в сентябре - октябре 2016 года пройдет заключительный этап республиканского конкурса педагогического мастерства «Педагог года дополнительного образования детей и молодежи».

Особую актуальность в нынешних условиях приобретает разработка каждым учреждением дополнительного образования детей и молодежи современной модели методического сопровождения педагогической деятельности, главными характеристиками которой является: мотивация педагогов к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию; адресность методической услуги, ориентированной на личность педагога, его опыт, профессиональные интересы, знания и умения; обеспечение качественных изменений профессиональных компетенций на основе обновления теоретических знаний и совершенствования практических умений; освоение инновационных способов решения профессиональных задач.

Решению этих задач будет способствовать совместная работа республиканских и региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи по подготовке и проведению мероприятий:

международной научно-практической конференции «Инновации сегодня – традиции завтра», посвященной 80-летию Национального центра художественного творчества детей и молодежи (октябрь 2016);

дистанционных форм повышения профессионального уровня (методическая мастерская по проектированию программ объединений по интересам; стажерская площадка методистов);

онлайн-мастерской  (http://rcitt.by/organizational-and-methodological) по оказанию методической помощи в подготовке педагогами дополнительного образования материалов по описанию опыта педагогической деятельности для сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории и разработке программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины;

XVII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения!».

 

IV. Заключение

В целях дальнейшего совершенствования развития дополнительного образования детей и молодежи в 2016/2017 учебном году необходимо обеспечить: инновационный характер деятельности объединений по интересам различных профилей; допрофильную подготовку и профориентацию детей и молодежи с учетом потребностей современного рынка труда;

разработку региональных мероприятий по обеспечению занятости несовершеннолетних во внеурочное время, в том числе в шестой школьный день, вечернее время и каникулярный период с использованием ресурсов и площадок учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений культуры, спорта, труда и социальной защиты;

поэтапное создание в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи высокотехнологичных площадок;

поддержку детских и молодежных инициатив;

повышение профессионального мастерства педагогических кадров;

дальнейшее развитие детско-юношеского туризма, вовлечение молодежи в занятия туризмом, спортом, краеведением;

привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

развитие волонтерского движения, привлечение молодежи к оказанию волонтерской помощи пенсионерам, посещению детских домов, к поддержке детей-инвалидов и др.;

повышение эффективности работы по развитию у учащихся экологической культуры, культуры природопользования, бережного отношения к родной земле;

укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей и молодежи.


© 2002-2019 SCHOOLNET.BY

Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно