Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий по физкультуре
1. Требования Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
2. Требования санитарных норм и правил.
3. Физическая культура в учебном процессе.
В. М. Пронин, специалист по охране труда
Нормативно-правовая база
Закон «О физической культуре и спорте» (далее - Закон).
Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (далее - Правила 61).
Статьей 5 Закона установлено, что при занятиях физической культурой и спортом должны соблюдаться правила безопасности их проведения, которые утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Этот орган своим постановлением уполномочил Министерство спорта и туризма Республики Беларусь на принятие, в частности, нормативного правового акта (НПА) об утверждении указанных правил.
Физическая культура - составная часть культуры, сфера деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности Спорт - сфера деятельности, представляющая собой совокупность видов спорта, сложившаяся в форме спортивных соревнований и подготовки к ним.
1. Правила 61 вступили в силу с 5 декабря 2014 г. Данный документ лаконичен - содержит всего семь пунктов, в которых устанавливаются требования к безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, направленные на создание условий по охране здоровья, предупреждению травматизма, проведению организационно-профилактических мер обеспечения занятий физической культурой и спортом.
Правилами 61 для обеспечения безопасности определены функции организации (т.е. собственника физкультурно-спортивного сооружения), организатора спортивных и спортивно-массовых мероприятий и лица, проводящего физкультурно-оздоровительные мероприятие, а именно:
-
наличие и проверка исправности физкультурно-спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;
-
эксплуатация физкультурно-спортивных сооружений с учетом требований соответствующих санитарных норм и правил;
-
соблюдение положений о проведении спортивно-массового мероприятия, правил спортивных соревнований по виду спорта и о проведении (регламента проведения) спортивного соревнования;
-
организация занятий физической культурой и спортом с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, состояния здоровья занимающихся ими лиц;
-
проведение с лицами, занимающимися физической культурой и спортом, инструктажа по вопросам безопасности занятий, профилактики и предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях;
-
создание условий для занятия физической культурой и спортом;
-
принятие мер по организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.
Установлены сроки проверки исправности физкультурно-спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования:
-
организацией - ежегодно;
-
организатором и лицом, проводящим физкультурно-оздоровительное мероприятие, — перед проведением занятий.
В случае выявления неисправности физкультурно-спортивного сооружения, спортивного инвентаря и оборудования занятия физической культурой и спортом не проводят, при этом организатор, а также лицо, проводящее мероприятие, информируют организацию о необходимости ремонта сооружения, ремонта и (или) обеспечения недостающим спортивным инвентарем и оборудованием.
При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий обязательно присутствие специалиста в сфере физической культуры и спорта, а при проведении спортивных и спортивно-массовых мероприятий - еще и медицинского работника.
Указанные мероприятия также не проводят при наличии сложных метеорологических условий.
2. Для обеспечения безопасности функционирования физкультурно-спортивных сооружений, проведения учебных занятий физической культурой и спортом выполняют, в частности, требования Санитарных норм и правил «Требования к устройству и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений», а также иных (в соответствующих частях, в зависимости от вида учреждений образования, организаций), сведения о которых представлены в таблице 1.
3. В соответствии со ст. 32 Закона учреждения образования, иные организации и индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на образовательную деятельность, осуществляют физическое воспитание обучающихся в соответствии с законодательством при реализации образовательных программ, проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Физическое воспитание обучающихся при получении общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования осуществляется:
-
на занятиях по образовательной области «Физическая культура», учебных занятиях по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье» («Адаптивная физическая культура»);
-
при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
-
в иных формах в соответствии с законодательством.
Создание условий для занятий физической культурой и спортом является одним из компонентов охраны здоровья учащихся, которую обязаны обеспечивать учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), что определено ст. 41 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а для этого согласно
До сих пор продолжают действовать (поскольку отсутствует НПА, предписывающий их не применять) утвержденные 25 апреля 2000 г. заместителем министра образования Республики Беларусь Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ) (далее - Правила 2000).
Эти Правила (как устанавливает их п. 1) являются обязательными и распространяются независимо от форм собственности на все действующие и реконструируемые учебные заведения Республики Беларусь при организации и проведении учебных занятий, как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях по физической культуре и спорту.
Необходимо иметь в виду, что в тексте Правил 2000 имеются ссылки на НПА, которые уже утратили силу, поэтому необходимо руководствоваться их актуальными аналогами.
п. 3.2 ст. 139 указанного кодекса в учреждении образования должны быть помещения для занятий физической культурой и спортом.
Ценность Правил 2000 для практических работников на взгляд автора заключается в том, что они содержат нормативные и методические указания по обеспечению безопасного проведения учебных занятий физической культурой, отсутствующие или недостаточно подробно изложенные в современных, актуальных НПА.
Например, приведены (п. 3) обязанности специалиста физической культуры или лица, проводящего занятие по физическому воспитанию на уроках и во вне учебных занятиях:
-
перед началом занятий провести тщательный осмотр места их проведения, убедиться в надежности и исправности спортинвентаря, надежности установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиенических условий, инструктировать учащихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;
-
обучать учащихся безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением ими мер безопасности; при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения, в необходимых случаях обеспечивать страховку;
-
по результатам медицинских осмотров знать состояние здоровья, группу здоровья, медицинскую группу по физкультуре и функциональные возможности каждого учащегося; при появлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;
-
после окончания занятий тщательно осмотреть места их проведения, отключить электроприборы и освещение.
Правилами 2000 предусмотрены (гл. IV) требования безопасности при проведении занятий (а зачастую - регламентация практических действий лица, проводящего занятие) по различным разделам:
-
«Гимнастика» (4.1);
-
«Легкая атлетика» (4.2);
-
«Лыжная подготовка» (4.3);
-
«Плавание» (4.4).
В приложении № 8 приводятся правила оказания первой помощи при характерных травмах и повреждениях:
-
ушибах, растяжениях;
-
переломах, вывихах;
-
ранениях;
-
утоплениях;
-
отморожениях;
-
солнечном и тепловом ударе.
В этом приложении также описываются действия при выполнении искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Особое внимание в Правилах 2000 привлекает приложение № 7, содержащее инструктивные требования для учащихся, с которыми их необходимо обязательно знакомить, приступая к занятиям физической культурой или спортивным тренировкам. В качестве иллюстрации приводим из этого приложения инструкции для учащихся.
1. Инструкция для учащихся при занятиях гимнастическими упражнениями
Учащиеся обязаны:
Заниматься на гимнастических снарядах и приспособлениях только с преподавателем (тренером) или его помощником.
В местах соскоков со снаряда положить гимнастический мат. При укладке матов следить, чтобы их поверхность была ровной.
При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы.
При выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко на носки, пружинисто приседая.
Не выполнять без страховки сложные элементы и незнакомые упражнения. Обучаться страховке, оказывать помощь друг другу под руководством преподавателя (тренера). Помнить, что при выполнении упражнений на гимнастических снарядах безопасность во многом зависит от их исправности.
Регулярно очищать рабочую поверхность перекладины, она должна быть гладкой, без ржавчины. Выполняя упражнения на ней, использовать магнезию или канифоль.
Не выполнять упражнения на снарядах с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей на них, а также на загрязненных снарядах.
При занятиях на параллельных брусьях ширину жердей устанавливать в зависимости от индивидуальных данных. Ширина должна приблизительно равняться длине предплечья.
После занятий тщательно вымыть руки с мылом. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или при появлении потертостей (водяных пузырей) на ладонях прервать занятие и обратиться за советом и помощью к преподавателю, врачу или медсестре.
Не стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другими учащимися, а также в местах соскока.
Быть внимательным при передвижении и установке гимнастических снарядов, в том числе и многокомплектных. Использовать их по назначению, соблюдая при этом технику безопасности.
При изменении высоты жердей брусьев следует ослабить винты, поднимать жерди только одновременно, удерживая оба конца жерди. Каждый раз перед выполнением упражнений проверять, закреплены ли стопорные винты.
При установке гимнастических прыжковых снарядов следует выдвигать ножки у «коня» и «козла» поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.
Запрещается:
Поднимать или опускать жерди брусьев, держась за ее металлическую часть (опору). Переносить или перевозить тяжелые гимнастические снаряды без применения специальных тележек и устройств, выполнять упражнения на снарядах без их натяжения растяжками, устанавливать снаряды без помощников и без предварительного их удержания.
2. Инструкция для учащихся при занятиях легкоатлетическими упражнениями
Во избежание травматизма при занятиях легкоатлетическими упражнениями необходимо соблюдать следующие правила:
Бежать на короткие дистанции при групповом старте только по своей дорожке.
При групповом старте в беге исключить резко «стопорящую» остановку, чтобы на вас не натолкнулся сзади бегущий учащийся.
При прыжках подкладывать в обувь под пятку резиновые прокладки и использовать ту обувь, которая подходит соответствующему покрытию: беговая дорожка, сектора специализированного зала или манежа.
Постоянно и тщательно разрыхлять песок в яме - месте приземления.
Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, а также приземляться на руки.
Во время бега на ограниченном прямом отрезке не выполнять без торможения стопорящим прыжком опору руками о стену.
Перед метанием гранаты, диска, копья, молота или толканием ядра посмотреть, нет ли людей в направлении метания, и выполнить метание только после поданной команды.
Не подавать снаряд, находящийся в метательном секторе броском, также не ловить ядро низко опущенными кистями рук во избежание ушиба ядром пальцев о грунт.
Не ловить ядро, стоя «ноги вместе», во избежание падения ядра на ноги.
Не переходить и не находиться на пути, где проводят метательные, прыжковые или беговые занятия.
Быть всем особо внимательными при упражнениях в метании. Не стоять при групповых занятиях справа от метающего, не ходить за снарядом без команды или разрешения.
Обязательно перед метанием или толканием снаряда в мокрую погоду вытереть снаряд насухо.
Грабли и лопаты не оставлять в местах приземления (яме), а сами грабли класть зубьями вниз, туфли беговые шипами вниз.
3. Инструкция для учащихся при занятиях лыжной подготовкой
Получая лыжный инвентарь, ознакомиться с состоянием крепления (замков) мягкого или жесткого, рабочей поверхностью лыж, исправностью лыжных палок и при обнаружении дефектов принять меры к их устранению в помещении лыжной базы.
Подбирать по размеру ноги обувь и следить, чтобы она была сухая.
Во избежание потертостей не ходить на лыжах, не кататься на коньках в тесной и чересчур свободной обуви. Почувствовав боль, ослабить лыжные крепления, расшнуровать ботинки и, получив разрешение преподавателя, следовать на базу.
В холодную погоду необходимо следить за своими товарищами и при появлении признаков отморожения (побелевшая кожа, потеря чувствительности открытых частей тела: уши, нос, щеки) немедленно сухой шерстяной варежкой растереть поверхность тела рядом с отмороженным местом до порозовения, после чего слегка растирать непосредственно отмороженное место.
Если во время занятий (соревнований) вы по каким-либо причинам сошли с дистанции, обязательно предупредить инструктора-преподавателя, судейскую коллегию (лично, через судью или товарища).
Строго соблюдать интервалы при передвижении на лыжах по дистанции (3-4 м), при спусках - не менее 30 м.
При спусках не выставлять лыжные палки вперед, не останавливаться у подножья горы, помнить, что вслед за вами следуют товарищи.
При поломке и порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути предупредить преподавателя и после его разрешения следовать к лыжной базе или ближайшему населенному пункту.
Прыгать с лыжного трамплина можно только после специальной подготовки на прыжковых лыжах.
Систематически смазывать лыжи специальной мазью, соответствующей температуре воздуха. Не кататься на неподготовленном лыжно-конькобежным инвентаре. Не заниматься в холодную погоду без перчаток, варежек, шапочки. Одежда для конькобежно-лыжной подготовки должна быть легкой и свободной. Для этой цели лучше всего использовать хлопчато-синтетические, байковые, шерстяные костюмы, не сковывающие движения.
На катках или учебной лыжне кататься и передвигаться только против часовой стрелки во избежание столкновения, не находиться на льду или лыжне без коньков или лыж.
4. Инструкция для учащихся при обучении плаванию
Водная среда является местом повышенной опасности для человека, который не научился вести себя в ней разумно. Для того чтобы понизить и полностью исключить эту опасность, учащимся необходимо строго соблюдать определенные правила.
Необходимо знать и уметь пользоваться на практике тем, что тело человека легче воды и в соответствующем положении можно находиться на ее поверхности. Научить и научиться плавать можно только тогда, когда ученик этого хочет и выполняет все требования, предъявляемые к нему. Для этого необходимо проявить сознательность, волю и решимость, неукоснительно выполнять все, что требует преподаватель при выполнении подводящих упражнений, как на суше, так и на воде.
Не следует паниковать при судорогах. В этом случае нужно стараться держаться на воде и звать на помощь; при оказании помощи не хватать спасающего, а помочь ему буксировать вас к берегу или бортику, посильными действиями.
При занятиях, проводимых в бассейне, предварительно ознакомиться с инструкцией и строго ее соблюдать. Лицам (мастера производственного обучения и педагоги), ответственным за группу, класс, сопровождать ее и находиться там, где эта группа или класс занимаются, оказывать помощь в контроле и наблюдении за учащимися, выполняющими различные задания тренера, инструктора или преподавателя.
Запрещается:
Входить или погружаться в воду без разрешения дежурного персонала, тренера, инструктора по плаванию.
Плыть без команды или заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна, отведенного для купания.
Баловаться в воде, топить товарища, опрокидывать его на спину, тащить за отдельные части тела под водой, удерживать его там.
Нырять в незнакомом водоеме, предварительно не изучив его дна, а также прыгать головой вниз на мелкой части бассейна.
Прыгать без разрешения с вышки, особенно если вблизи от нее находятся другие пловцы, а также сталкивать товарища, находящегося рядом с бортиком или с краем вышки.
Подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам, в местах, запрещенных для купания, особенно в ветреную погоду и сильным течением воды.
Без медицинского осмотра и разрешения врача заниматься в бассейне, а также посещать его с заболеваниями ушей.
Заниматься плаванием при недомогании и повышенной температуре, а так же при наличии кожных заболеваний или повреждении кожных покровов.
Конечно, некоторые положения Правил 2000 с позиций сегодняшнего дня и с учетом появившихся после их утверждения различных НПА по вопросам образования, физической культуры и спорта, гигиены и медицины кажутся архаичными, устаревшими. Тем более, что согласно ч. 5 ст. 18 Закона «О нормативных правовых актах» принимаемые (издаваемые) министерствами инструкции, положения, правила должны утверждаться постановлениями или приказами, а согласно ч. 8 – подлежат юридической экспертизе Министерства юстиции Республики Беларусь.
Однако другого документа, содержащего комплексные требования к обеспечению безопасности занятий физической культурой и спортом применительно к условиям функционирования учреждения образования, на сегодняшний день нет. Тем насущней выглядит необходимость разработки современного аналогичного НПА Министерством образования Республики Беларусь, и автор выражает робкую надежду, что это в скором времени произойдет.