Новая редакция инструкции о порядке проведения стажировки водителей
1. Категории водителей, подлежащих стажировке. Цель стажировки.
2. Продолжительность стажировки.
3. Состав стажировки.
4. Требования к водителю-наставнику.
5. Оценка квалификации и профессиональной пригодности стажера. Допуск к работе.
ЛНПА
Г. В. Бронецкая, специалист по охране труда
-
15 ноября 2015 г. вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств (далее - Инструкция).
В соответствии с Инструкцией стажировке подлежат водители:
-
принятые на работу и имеющие перерыв в выполнении работ более одного года;
-
переведенные на другую марку (модель) автомобиля;
-
маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут (далее – водители - стажеры).
Цель стажировки:
-
подготовка водителей-стажеров к самостоятельной работе;
-
практическое освоение безопасных методов и приемов работы.
Стажировка проводится организацией, где эксплуатируется механическое транспортное средство (ТС), на той его марке (модели) и категории и на том маршруте, на которых водители будут работать самостоятельно.
Если на предприятии провести стажировку невозможно, то заключается договор с организацией, где такая возможность имеется.
-
Стажировка проводится в течение не менее двух рабочих дней, а продолжительность ее зависит от категории ТС и опыта работы водителя-стажера (см. таблицы 1-5).
Основанием для допуска к стажировке, определения ее продолжительности, выделения ТС, на котором она будет проходить, является приказ (распоряжение) руководителя организации.
Для информирования участников дорожного движения на ТС, используемом при проведении стажировки, устанавливаются таблички с надписью «Стажер».
-
Стажировка состоит из теоретической и практической частей.
Информация о составе стажировки приведена в таблице 6.
Теоретическая часть включает:
-
изучение:
-
конструкции и руководства по эксплуатации ТС, на котором проводится стажировка;
-
порядка прохождения технического обслуживания и ремонта ТС в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических;
-
схем и дорожных условий маршрута, расписания движения, графиков работы водителей (для маршрутных ТС);
-
правил пользования кассовым суммирующим аппаратом и таксометром, а также порядка заполнения билетно-учетного листа (для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров на автомобилях-такси и автобусах);
-
правил пользования тахографом (при необходимости) ;
-
ознакомление с (со):
-
-
порядком получения и оформления транспортных документов;
-
схемой и особенностями движения по территории юридического лица, эксплуатирующего ТС и осуществляющего стажировку;
-
нормами расхода топлива и порядком заправки ТС;
-
правилами эксплуатации и нормами пробега автомобильных шин и аккумуляторов;
-
порядком проведения предрейсовых и иных медицинских обследований, а также контроля состояния водителей;
-
порядком осуществления контроля за соответствием технического состояния и конструкции ТС требованиям нормативных правовых актов, в т.ч. технических;
-
порядком и схемой постановки ТС на стоянку;
-
режимом труда и отдыха.
Практическая часть стажировки заключается в обучении водителя-стажера:
-
безопасным методам и приемам работы;
-
самостоятельному управлению ТС;
-
порядку проведения ежедневного технического обслуживания ТС;
-
порядку проверки укомплектованности ТС, а также безопасным приемам проверки его исправности перед выездом на линию.
-
Для проведения практической части стажировки приказом или распоряжением назначается водитель-наставник из числа опытных водителей или лиц, обучающих управлению ТС, имеющий:
-
Общий стаж работы в качестве водителя ТС или стаж обучения управлению механическим транспортным средством не менее трех лет;
-
Водительский стаж управления ТС (составом ТС) той категории, на котором проводится стажировка, не менее трех лет или же не менее двух лет с прохождением повышения квалификации водителей ТС по соответствующей категории;
-
Опыт работы на ТС (составе ТС) той марки (модели) или категории, на котором проводится стажировка.
Кроме того, водитель-наставник не должен иметь дорожно-транспортных происшествий по его вине на протяжении трех лет.
-
Информацию о прохождении водителем-стажером теоретической и практической частей стажировки водители-наставники и другие должностные лица, осуществляющие ее, заносят в карточку стажировки (см. форму ниже).
В карточке водитель-наставник дает заключение о готовности стажера к самостоятельной работе.
Квалификацию и профессиональную пригодность к самостоятельной работе оценивает комиссия по проверке квалификации и пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе (далее - комиссия), которая создается приказом (распоряжением) руководителя организации.
Комиссия состоит не менее чем из трех специалистов, и в состав ее, как правило, включаются специалисты по безопасности дорожного движения и эксплуатации ТС.
По результатам оценки квалификации и профессиональной пригодности комиссия дает заключение в карточке стажировки о возможности допуска к самостоятельной работе. Без положительного заключения руководитель организации не имеет права допустить водителя к самостоятельной работе.
Если комиссия придет к выводу о том, что стажер не имеет достаточных знаний и навыков и не владеет безлопастными методами и приемами работы водителя, она может дать рекомендации о необходимости увеличения продолжительности стажировки либо проведения ее повторно.
Карточки стажировки могут вестись как на бумажном носителе, так и в электроном виде; они хранятся в организации в соответствии с законодательством об архивном деле и делопроизводстве.