УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19.08.2008 № 1193 |
ПРОГРАММА
развития системы дошкольного образования
в Республике Беларусь на 2009 – 2014 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь ”Об образовании“ от 29 октября 1991 года в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), от 18 мая 2004 года ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 87, 2/1034) на основе анализа современного состояния развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь. В Программе предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере дошкольного образования.
Развитие системы дошкольного образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на ее дальнейшее совершенствование и обеспечение доступного и качественного дошкольного образования.
В настоящее время в 4109 дошкольных учреждениях республики воспитываются и обучаются 365,3 тыс. детей. За последние пять лет охват детей дошкольным образованием увеличился на 13 процентов и составляет 90,7 процентов в городской местности и 53,4 процентов в сельской. Воспитание детей в дошкольных учреждениях, как и в предыдущие годы, является бесплатным, родители оплачивают 60 процентов стоимости питания от денежных норм в зависимости от возраста ребенка, типа и режима работы дошкольного учреждения. Обеспечивается 100 – процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, создаются равные стартовые возможности детям для их успешного перехода на следующий уровень образования. Активно развиваются новые формы организации дошкольного образования с кратковременным режимом пребывания детей в дошкольных учреждениях от 2 до 7 часов. Создано 347 таких групп.
Вместе с тем в настоящее время более 40 процентов учреждений дошкольного образования работают с перегрузкой. С учетом положительной демографической ситуации в республике необходимо принятие мер по развитию сети дошкольных учреждений и строительству новых, укреплению материально-технической базы учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
В настоящее время 18,4 процента дошкольных учреждений размещаются в приспособленных зданий, более 800 таким учреждениям требуется капитальный ремонт, 40 из них находятся в аварийном состоянии. Оснащенность дошкольных учреждений средствами обучения, игровым и учебным оборудованием составляет 49,3 процента от потребности.
Несмотря на сохраняющуюся тенденцию к снижению уровня заболеваемости детей, ее показатели требуют принятию неотложных мер по созданию здоровьесберегающей системы в каждом дошкольном учреждении.
В 2007 году в расчете на 1000 детей зарегистрировано 1613 случаев заболеваний. В среднем по республике одним ребенком по болезни пропущено 10 дней.
Более 87 процентов детей посещают дошкольные учреждения с режимом пребывания в них 10,5 – 12 часов. Вместе с тем суточный рацион питания детей во многих дошкольных учреждениях на протяжении многих лет не выполняется на 20 – 40 процентов, что также обусловливает высокий уровень заболеваемости детей. В ближайшие годы необходимо обеспечить приведение в соответствие денежных норм расходов на питание с натуральными нормами.
Актуальным для системы дошкольного образования является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений, повышение их социального статуса.
В системе дошкольного образования работают 50 350 педагогических работников, из них высшее образование дошкольного профиля имеют только 19,1 процента, высшее педагогической – 43,8 процента, высшую квалификационную категорию – 6,4 процента педагогов (для сравнения: в системе общего среднего образования высшую квалификационную категорию имеют 23,9 процента педагогов).
Медицинским персоналом дошкольные учреждения укомплектованы на 93 процента, в том числе в городской местности – на 94,5 процента, в сельской – на 85,2 процента.
Приоритетным в деятельности современного дошкольного учреждения является гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста. Исходя из этих задач система дошкольного образования должна быть гибкой и мобильной в предоставлении образовательных и оздоровительных услуг, своевременной коррекционно-педагогической помощи, услуг по уходу и досмотру, образовательных услуг на дому, в том числе и на платной основе.
В настоящее время создаются дошкольные учреждения нового типа: дошкольные центры развития ребенка, ясли – сад – школа, детский сад – школа, дошкольные учреждения, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Для дальнейшего развития и совершенствования системы дошкольного образования, определения единых требований к качеству образовательного процесса дошкольных учреждений всех типов, а также укрепления материально-технической базы дошкольных учреждений необходимо принятие данной Программы.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в целях дальнейшего развития доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
1.Оптимизация сети дошкольных учреждений:
сохранение и развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений;
внедрение новых форм организации дошкольного образования, в том числе на платной основе;
сохранение в дошкольных учреждениях доступности образовательных и оздоровительных услуг, коррекционно-педагогической помощи детям;
внедрение гибких, экономически целесообразных направлений деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования;
удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, предоставляемые дошкольными учреждениями, в том числе и на платной основе, для детей раннего возраста – по гибкому режиму, уходу и досмотру за ребенком в вечернее время, выходные и праздничные дни; воспитание и обучение на дому;
развитие новых форм организации дошкольного образования в сельской местности;
оказание своевременной и адекватной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста, в том числе на дому;
совершенствование научно-методической деятельности дошкольных учреждений по развитию новых форм организации дошкольного образования.
2. Формирование адаптивной здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях:
улучшение медицинского обслуживания, обеспечение эффективного оздоровления детей в дошкольных учреждениях, в том числе в летний период;
создание условий для комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей;
повышение квалификации медицинских работников;
совершенствование организации питания детей в дошкольных учреждениях;
введение обязательного мониторинга состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях;
внедрение методики оценки здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях;
обеспечение дошкольных учреждений необходимым медицинским оборудованием.
3. Развитие высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольных учреждениях:
внедрение современных образовательных технологий;
определение базового компонента дошкольного образования;
внедрение стандартов дошкольного образования;
повышение уровня профессиональной компетентности кадров, научного, программно-методического, материально-технического обеспечения;
развитие научного потенциала в сфере дошкольного образования.
4. Повышение социального статуса работников системы дошкольного образования:
обеспечение престижности трудовой деятельности педагогических работников дошкольных учреждений;
повышение заработной платы.
На реализацию указанных задач направлены мероприятия Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 – 2014 годы согласно приложению 1.
ГЛАВА 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными источниками финансирования мероприятий Программы являются средства республиканского и местных бюджетов, предусмотренные на содержание и развитие системы дошкольного образования. Расчеты расходов на мероприятия Программы произведены в ценах 2008 года, на строительство дошкольных учреждений – в ценах 1991 года.
На реализацию Программы потребуется 491 714,9 млн. рублей, в том числе за счет местных бюджетов – 480 283,5 млн. рублей, республиканского – 11 431,4 млн. рублей, на строительство дошкольных учреждений – 241,8 млн. рублей.
На выполнение мероприятий Программы необходимы следующие объемы финансирования:
5247 млн. рублей на перепрофилирование 65 дошкольных учреждений и 339 групп;
139 488,4 млн. рублей на формирование здоровьесберегающей системы;
346 129,5 млн. рублей на развитие высокотехнологичного образовательного процесса;
850 млн. рублей на повышение социального статуса педагогических работников.
Для оснащения одного учреждения в соответствии с нормативами требуется до 35 млн. рублей. Согласно Программе на эти цели предусмотрено 98 706 млн. рублей.
Потребность в финансовых средствах для оснащения компьютерных мест определена с учетом примерной стоимости одного такого места – 1,7 млн. рублей и его обеспечения программными средствами – 0,423 млн. рублей из расчета необходимости оборудования 12314 компьютерных мест. Всего затраты составят 21 773,6 млн. рублей.
Обеспечение мероприятий Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 – 2014 годы по объемам и источникам финансирования определено в приложении 2.
Финансовое обеспечение выполнения мероприятий Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 – 2014 годы по местным бюджетам и задачам представлено в приложении 3.
Каждый государственный заказчик ежегодно при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год представляет в Министерство финансов паспорт бюджетной программы, составленный в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 года № 668 ”Об утверждении Положения о паспорте бюджетной программы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 131, 5/25260). К паспорту прилагаются расчеты и обоснования потребности в средствах на реализацию мероприятий Программы в очередном финансовом (бюджетном) году и другие документы в установленном порядке.
ГЛАВА 4
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы позволит:
повысить качество дошкольного образования;
сохранить доступность дошкольного образования и обеспечить повышение охвата детей дошкольными учреждениями до 92 процентов в городской местности и до 85 процентов в сельской местности;
обеспечить развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности, построить 73 дошкольных учреждения, перепрофилировать 65 дошкольных учреждений и 339 групп, внедрить новые формы организации дошкольного образования, экономически более целесообразные, мобильные по режиму пребывания детей и направлениям содержания дошкольного образования, в том числе воспитание и обучение детей на дому;
сформировать адаптивную образовательную среду в дошкольных учреждениях, обеспечить здоровьесберегающий процесс воспитания, обучения и развития каждого воспитанника, его социализацию, успешный переход на следующий уровень образования;
улучшить качество медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях, создать условия для снижения уровня заболеваемости детей до 4 процентов ежегодного;
утвердить базовый компонент содержания дошкольного образования, ввести образовательные стандарты, учебно-методические комплексы нового поколения;
расширить использование в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей и создать необходимые условия для качественного медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника;
оснастить дошкольные учреждения современным игровым, физкультурным и другим оборудованием, средствами обучения до 90 процентов от потребности;
укрепить материально-техническую базу учреждений системы дошкольного образования;
определить сроки эксплуатации игрушек, учебных пособий, других средств воспитания и обучения, оборудования, мягкого и жесткого инвентаря, утвержденных соответствующими перечнями для дошкольных учреждений;
разработать и внедрить новые модели управления в системе дошкольного образования;
оптимизировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, сформировать их готовность работать в инновационном режиме;
повысить социальный статус работников системы дошкольного образования.
Основные показатели и прогнозируемые результаты реализации Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 – 2014 определены в приложении 4.