Управление по образованию, спорту и туризму
Дзержинского районного исполнительного комитета

Наш сайт находится в процессе переноса на новую платформу и более не обновляется.
Новый адрес сайта Управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома:  uo.schoolnet.by

Региональная сеть УМК Виртуальный музей
Главный адрес электронной почты! ;)
Оглавление
Стоп спайс!

Stop spice!

/images/rcit/07.2016/nezavis.jpg

 

.:  :.

/images/Turbaza.jpg
 


Эстетическое воспитание дошкольников в процессе овладения ручным ткачеством.

Изображение.jpgЭстетическое воспитание дошкольников в процессе овладения ручным ткачеством.

 

Силивестрова Нина Ивановна,

воспитатель дошкольного образования

ГУО «Ясли-сад №2 г. Фаниполя»

 

     В современных условиях большое значение придается формированию гармонично развитой личности. В качестве одной из важных задач педагогического процесса выступает эстетическое воспитание, предполагающее формирование у дошкольников способности  воспринимать, чувствовать, постигать прекрасное в жизни и искусстве, а также участвовать в его создании. Однако, эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах их деятельности: в игре, в специально организованной деятельности, в быту, в труде, на развлечениях и праздниках.

     Важным фактором эстетического воспитания развивающейся личности ребенка являются различные виды искусства, в том числе и декоративно-прикладное. Казалось, мы испробовали всё: глину, соломку, коллаж, флористику, и вот новая находка - плетение и ткачество. Это забытое искусство  прошлого - бездонный колодец, из которого можно черпать всю жизнь, только нужно иметь желание, терпение. Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен. Он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, смекалки, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию координации движений, глазомера. Кроме того, плетение оказывает большое влияние на воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, постоянно контролируя свои действия, что особенно важно.

На сегодняшний момент техническим нормативным правовым актом, по которому работают все учреждения дошкольного образования, является учебная программа дошкольного образования. Ее содержание разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011г., образовательными стандартами дошкольного образования и представлено базовым компонентом и содержанием образовательных услуг сверх базового компонента («Хореография», «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество»).

    Проанализировав требования учебной программы дошкольного образования,  с сентября 2014 года мы организовали на базе дошкольного учреждения  группу по обучению ручному ткачеству и разработали комплекс занятий ознакомительного, обучающего и творческого характера.

     На первом ознакомительном этапе воспитанники знакомятся с ткачеством как одним из видов древнейшего искусства. Занятия на данном этапе направлены на развитие интереса к ручному ткачеству, чему содействует показ готовых образцов, иллюстрации и фотографии профессиональных художников-гобеленщиков (Стасевич Г. «Музыканты», Кривошеева В. «Открытые окна», Головатая Р. «Подсолнухи», Белоусова-Петровская Т. «Весна» и др.). Цель данного этапа – формирование у ребенка знаний о ручном ткачестве. Для реализации данной цели воспитанникам предлагаются беседы «Кто такой ткач?», «Путешествие к ткацкому станку», «В мастерской ткача» и т.п.

     На втором, подготовительном, этапе работа педагога направлена на развитие у детей чувства цвета, композиции в процессе овладения приемами «нетканого» гобелена. Тематика бесед, используемых на втором этапе, направлена на подготовку дошкольника к пониманию значения главных изобразительно-выразительных средств гобелена: цвета, цветовой гармонии, колорита («Цветное настроение», «Цветные фантазии», «Что такое колорит?», «Осенняя песенка» и т.п.) При подготовке и проведении занятий на данном этапе целесообразно использовать цветные репродукции картин (Левитан И. «Золотая осень», Айвазовский И. «Утро на берегу залива», Платов А. «Сенокос», Шишкин  И. «Сосны, освещенные солнцем» и др.). Практические упражнения для дошкольников на обучающем этапе разнообразны: экспериментирование с красками для получения дополнительных оттенков путем смешивания основных цветов, рассматривание растительных объектов и предметов быта и их графическое рисование карандашом,  выполнение рисунка в определенной тональности, создание симметричной композиции с последующим выклеиванием  изображения нитями.

     На обучающем этапе дошкольники знакомятся с адаптированными приемами ткачества. Декоративное плетение состоит из нескольких операций, которые дошкольник легко осваивает в процессе 2-3 занятий. Он учится натягивать основные нити на рамки для подготовки их к работе; подбирать пряжу, нити по фактуре и цвету, сматывать их в клубки; выполнять элементарный приём переплетения «полотно»; создавать геометрические и более сложные узоры, подбирая нити по цвету; осваивать смешанную технику работы, вплетая соломку, полоски цветных тканей, декоративный шнур и т.д. Примерный комплект для детского художественного плетения и ткачества может состоять из следующих деталей: ткацкий станок, составленный из двух деревянных рамок; тесьма, шнуры  декоративные; катушки для пряжи;  рисунки образцов плетения; ножницы с закруглёнными концами; коробка для упаковки рамок, тесьмы, рисунков, ножниц. Не менее интересным для дошкольников является и плетение на круглой рамке. Для натяжения нитей рамка имеет зубцы, которые, располагаясь по кругу, образуют лучеобразные линии, пересекающиеся точкой в центре рамки. Приёмы работы аналогичны плетению на прямоугольной рамке, однако есть и особенности. Прежде следует закрепить конец нити основы в центре сплетения, привязав её. Поскольку плетение идёт по кругу, то рабочую нить, (декоративную узкую тесьму) прокладывает от центра воспитатель. Далее плетение выполняет ребёнок уже знакомым способом: через одну нить основы пропускает декоративную нить (тесьму), переходя от одного ряда круга к другому (по принципу штопки). Стёжки ложатся в шахматном порядке. Наиболее интересно детям плести по кругу разноцветной тесьмой. Стёжки получаются крупными, фактура плетения – нарядной. Еще один  простой  способ - «звёздное ткачество», составной частью которого является ромб. Для этого необходимо две палочки (длина не менее 20 см., толщина 1 см.) и несколько клубков разноцветной шерсти. Палочки перекрещиваются под прямым углом, в месте скрещивания их связывают или аккуратно склеивают, чтобы не было заметно. Один конец нити кладут по диагонали на месте скрещивания и придерживают большим пальцем левой руки, а правой рукой нить туго обматывают 1-2 раза вокруг луча, затем её протягивают к другому лучу, снова наматывают нить и так далее по кругу, причём нить должна быть всегда туго натянута. Так можно дойти до края палочек, но лучше оставить их концы свободными, приблизительно 1 см., чтобы нить не соскочила. Получается ромб, с одной стороны гладкий, а с другой двухуровневый. Если в процессе работы требуется изменить цвет нити, её привязывают маленьким узелком, который закрывается последующими слоями нитей.  Воспитатель начинает работу, демонстрируя детям технику выполнения, цвета ниток ребёнок подбирает самостоятельно. Несколько соединённых между собой «звёзд» небольшого размера составляют интересную декоративную композицию.

   На четвертом этапе, этапе самостоятельной работы, предполагается организация педагогом занятий, цель которых – создание детьми самостоятельных творческих работ. Основными формами работы на данном этапе выступают: совместное детское коллективное творчество, самостоятельная деятельность, совместное творчество (педагог – ребенок), индивидуальная работа с детьми.

     Таким образом, опыт нашей работы подтверждает тот факт, что в декоративно-прикладном искусстве заключен огромный потенциал в создании художественных образов. Для этого применимы различные выразительные средства. Декоративно-прикладное искусство, являясь частью духовной культуры, открывает нам субъективный мир личности. Восприятие и создание произведений искусства активизирует духовные силы личности.

 

 

 

Литература:

1. Буева, Ж. М. Художественное ткачество : учеб. пособие / Ж. М. Буева. –

Гродно, 2004.

2. Кацар, М. С. Беларускі арнамент: ткацтва, вышыўка / М. С. Кацар. / пер.

з рус. мовы, апрац., навук. рэд. Я. М. Сахуты. – Мінск : Беларус. энцыкл.,

1996.

3. Учебная программа дошкольного образования. - Минск : НИО ; Аверсэв, 2013. 


.: :.

Государственные символы
Республики Беларусь

/images/banners/hotlineROO.png

Внешние ссылки
Cайт Президента Республики Беларусь
Министерство образования
УО Миноблисполкома
ГИАЦ МО РБ
Комитет по образованю МИНГОРИСПОЛКОМА
Официальный сайт Дзержинского райисполкома
АДУКАЦЫЙНЫ ПАРТАЛ
Официальный сайт Тихвинского городского поселения
Официальный сайт Тихвинского района
Детский правовой сайт
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Дзержинская районная библиотека

© 2002-2019 SCHOOLNET.BY

Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно