Управление по образованию, спорту и туризму
Дзержинского районного исполнительного комитета
Региональная сеть УМК Виртуальный музей
Главный адрес электронной почты! ;)
Оглавление
Стоп спайс!

Stop spice!

/images/rcit/07.2016/nezavis.jpg

 

.:  :.

/images/Turbaza.jpg
 


«НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» в практике школьной жизни

«НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» в практике школьной жизни

 

Надежда Егоровна Щуркова,

профессор кафедры педагогики

Московского института открытого образования

Я никогда не мог понять мысли, что лишь 1/10 людей должны получать высшее развитие, а что остальные9/10 служат лишь материалом и средством.

Ф.М. Достоевский

  • новое воспитание • профессиональные умения • нежное прикосновение

  • возвышающее уважение • пленительные методики • поле педагогического внимания • счастье учебных достижений • психологический климат

 

Новое воспитание XXI века, обретя сегодня достаточно чёткие очерта­ния, позволяет оценивать целостную систему воспитательного процесса и осмысливать его концептуальную базу. Мы еще туманно видим цель воспитания (нельзя же серьёзно от­носиться к бюрократическому мешку с количеством качеств), но зато при­няли и реализуем ценностное содер­жание, определили педагогическую позицию, разработали принципы (цели нет, а принципы есть), сконструировали уйму инновационных методик и перестра­иваем обустройство воспитательного учреждения.

Хотелось бы считать, что мы гарантиру­ем воспитанность детей как меру овладе­ния культурой, но продуктивность наших усилий пока нижайшая. И никакие баллы уродливого ЕГЭ не прикрывают печального положения. «Идейный раздрай и подмена иде­алов идолами» (В.И, Толстых) породили са­мое горестное — отторжение части детей от образования и отторжение той же части де­тей от богатства духовной культуры. К стыду нашему, есть оправдания этому. Назовём только одно из бесчисленного списка. Вознеся на пьедестал «конкурентоспособность» в каче­стве существенной черты современного челове­ками признав неизбежную объективность раз­ной степени развития детей, мы успокоились относительно интеллектуального и нравствен­ного расслоения. И даже, вспоминая о том, что конкурентоспособны волк — в лесу, кор­шун — в небе и акула — в море, человечес­кое в нас молчит.

Но первый шаг сделан. Он отражён в катего­рии «Педагогика высокого полёта»1. Мы знаем сегодня о «новом воспитании» более, чем вче­ра. Облик свободной, автономной, творческой личности, субъекта собственной и социальной жизни предстал в педагогическом сознании це­лью воспитания и радикально преобразовал на­учно - педагогическую проекцию воспитательного процесса. Суммарное представление о воспита­нии как наборе качеств и стандартов отступи­ло, заменённое образом воспитания как целена­правленного содействия рождению в структуре личности ценностных отношений, «Отношение» заняло место основного объекта педагогическо­го внимания профессионала-педагога.(В своё время А.С Макаренко объявляя отношение главным объектом воспитания. Как много лет понадобилось, чтобы практика приняла данное концептуальное положение!)

Высвобождаясь от железных оков давящего школьного императива («Откройте!».«Чи­тайте!», «Пишите!», «Решайте!»), воспи­тание обретает облик психологически тонкого этически возвышающего, методически увлека­тельного вхождения детей в контекст высокой культуры при ценностно-ориентированной дея­тельности.

 

1Педагогика высокого полёта. 20 авторов. Ред. Щуркова Н.Е.Изд. «Педагогический поиск».            М. 2015.

 

 

 

Но возможно ли восхождение в культуру каждого ребёнка? Выявленные характерис­тики нового воспитания есть ответ на этот острый для нашего времени вопрос. Они, эти характеристики, диктуют педагогу тех­нологические основания любой групповой деятельности, будь это урок, классный час, собрание, школьный праздник, конферен­ция или весёлое групповое чаепитие. Назо­вём их.

1. Нежное прикосновение к личности как психологически тонкое воздействие, осуще­ствляемое радостным приветствием, персо­нальным и ролевым обращением, высоким этикетом операции педагогической техноло­ги (сегодня выделены и оформлены 60 профессиональных операций), признани­ем индивидуальности каждого ребёнка, по­ощрением малейшего успеха, педагогической поддержкой, инструментированной мимичес­ки, пластически, интонационно и лексически. Такое прикосновение обеспечивает благо­приятное психологическое состояние школьника, адекватное успешной, а значит, плодо­творной деятельности.

2.Возвышающее уважительное воздейст­вие, осуществляемое предоставлением свобо­ды выбора, возложением особых индивиду­альных полномочий, провозглашением спо­собностей и особенностей личности каждого, обеспечением права на ошибку, оценкой лич­ности определением её достоинств н трактов­кой ее «недостатков» как «пока не успевших сложиться достоинств», а также строгими требованиями к выполняемой работе (на дан­ный этап развития личности), проецировани­ем будущей профессиональной деятельности как благородного служения человечеству и своей личной жизни, как разрешаемых жизненных проблем и счастья. Такого рода педагогическое воздействие, встроенное в жизнедеятельность детей, содействует ста­новлению положительной самооценки, само­совершенствованию, социальной активности.

3. Увлекательные (пленительные) мето­дики деятельности снимают страх, неуве­ренность в своих силах, способствуют пре­одолению трудностей, концентрации физи­ческих и психологических усилий неопытного школьника, способствуют проживанию радост­ных минут коллективного труда, служат выявле­нию способностей, содействуют позитивному статусу личности школьника в группе, зарожда­ют проекцию профессионального выбора. И в итоге рождают такие качества в структуре личности, как радость коллективной деятельнос­ти и ценностное отношение к товарищам, кол­лективу, друзьям. Такие методики оснащают де­тей новыми умениями, обеспечивают опорными представлениями изучаемых научных категорий.

4. Неусыпное внимание к успеху каждого, встроенное в поле педагогического внимания, вдохновляют ученика, поддерживают его в ситу­ациях минимального достижения результата, по­дымают авторитет ученика в группе, определяя его групповой статус, активизируют его интел­лектуальные и физические усилия, раскрывают сущность успешного отдельного действия в кон­тексте общего учения. А для всей учебной груп­пы открывают роль отдельной индивидуальности в общей коллективной работе. Такое выделение отдельного успеха каждого (хорошо отработан­ное в зарубежном опыте, но слабо реализуемое в практике наших некоторых школ) меняет об­раз учебных занятий: аннулируют строгий над­зор, подавление, приказание, устрашение, ут­верждая общую заботу о «хорошо исполненной работе» единого «оркестра», исполняющего про­изведение «Идём к Истине».

Внедрение в практику школьной жизни (именно школьной жизни, а не только в учебный про­цесс!) названных элементов «нового воспитания» преобразует всю систему образовательного про­цесса — теперь лёгкого, радостного, красивого. И дети, и сам учитель проживают счастье обще­ния и удовлетворения напряжённым интеллекту­альным трудом.

Но что собственно происходит? Каков механизм такого преобразования?

Новая технология прежде всего напрямую выво­дит педагога на рождение в группе особого пси­хологического климата. Последствия воплощён­ных положений — благоприятный психологи­ческий климат группы. Его можно фиксировать сразу: открытость, доброжелательность, готов­ность к взаимодействию, оптимистичный наст­рой, расположенность к Другому, дееспособ­ность — вот плоды, взращенные педаго­гом в первые минуты занятий. Признаки нравственного климата в учебной группе: доброжелательность, открытость, работо­способность, защищённость, взаимное уважение и взаимопомощь — это черты «нежной педагогики», но не создаваемые специально педагогом, а порождённые пе­дагогической технологией.

Состояние есть субстанция психологичес­кого климата группы. Проживаемое од­ним человеком состояние, иррадиируя, за­ражает и возбуждает подобное состояние других членов группы. И слагается общее проживаемое группой состояние: благоприятное или неблагоприятное — но оди­наково сильно влияющее на активность деятельности и её результат группы и каждого ребёнка.

Психологический климат группы — это суммарное состояние всех её членов, инте­грированное в одну общую характеристику отношения, проявляемого «здесь и сей­час». Такие характеристики климата, как доброжелательность, открытость, актив­ность, свобода выбора,  работоспособность, создают продуктивные условия групповой работы. Содействуя благоприятному состо­янию каждого ученика, они обеспечивают успех каждого. В свою очередь, успеш­ность каждого укрепляет благоприятность психологического климата.

Педагогический коллектив во главе с ди­ректором школы2 должен целенаправленно культивировать профессиональные опера­ционные умения «нового воспитания», что­бы поддерживать постоянство высокого нравственного климата, отдавая себе отчёт в том, что этот климат и есть ключевой фактор успешного разрешения многих школьных проблем.

В тесной взаимной зависимости находят­ся психологический климат и воспитание ценностных отношений: к ученью, школе, учителю, одноклассникам, к себе, и в итоге к школьной жизни, протекающей здесь и сейчас, протяжённой на долгие ученические годы. Ценностное отношение к данным объ­ектам, а далее — ясность и чёткость логиче­ски разворачиваемого содержания деятельнос­ти пленительной методической формы обусло­вят высокий уровень успеха учащихся.

Этот климат возникает благодаря организуемо­му взаимодействию. Его не надо специально выстраивать, как это мы полагали ранее в сис­теме вчерашнего традиционного воспитания (например, исследования Н.П. Аникеевой и И.В. Бабуровой). Он как подарок педагогу за его профессионализм. Однако этот рожда­ющийся на глазах благодатный климат следует пестовать и укреплять в ходе последующей ра­боты группы, когда возникают проблемы одна за другой: утомление, непонимание, неудача, несогласие, разочарование.

Бесспорно, задача сохранения благоприятного климата выходит далеко за пределы отдельно­го урока, так как исходной точкой установле­ния благоприятного климата в школьной жиз­ни является тот миг, когда ребёнок переступа­ет порог школы и его встречают улыбка, доб­рое приветствие, его имя в устах одноклассни­ков, и он проживает состояние удовлетворе­ния: «Меня видят... меня знают..., прини­мают... я здесь свой...» Состояние это разви­вается, если кто-то скажет: «Хорошо, что пришёл, иди к нам, мы сейчас...». И в душе ребёнка рождается «Меня любят...» Во мне нуждаются...».

Входя в класс, педагог вновь и вновь направ­ляет внимание на общее состояние группы, ра­бочий настрой, межличностные отношения. Ключевые объекты этих отношений — «де­ло», «педагог», «товарищи», «учебная наука»,«моё Я», а также — «школа», «общество»и «человек». Бесспорно, решающим является объект «человек», потому что уважение к че­ловеку, проявляемое в группе, даёт надежду каждому, что к нему будет проявляться имен­но такое отношение. И это даёт успокоение, чувство защищённости, уверенности в себе и свободу выявления своего «Я».

Ведь не случайно диагностикой психологи­ческого климата служит методика «парта» (Я.Л. Коломинский и Г.А. Мусаелян). Ученику предлагается написать имена тех учеников, с которыми он хотел бы «сидеть за одной партой (учебным столом)». Широкий веер выбора даёт картину меры положительного отношения к товарищам.

Психологический климат не продукт усилий одного педагога. Характер психологического климата определяется активными проявле­ниями каждого ребёнка, групповой климат, возникает в интеграции этих проявлений. Благоприятное состояние отдельного члена группы иррадиирует (распространяет воз­буждение) и через эмоциональное зараже­ние охватывает всех. Состояние и отноше­ние расширяют зону эмоционального зара­жения. Обидели одного, а всем стало плохо... Проявили сочувствие к одному, а все проживают некоторую меру доброго отношения... Поздравили именинника, а всем стало теплее и спокойнее, потому что такой акт мысленно проецируется и на собственное «Я»... Кто-то хихик­нул — и серьёзности как ни бывало, и работа кажется ненужной...

 

2 Если директор школы профессионал-педагог, а не так называемый менеджер, то есть лицо, угодное бюрокра­тическому аппарату.

 

Он, этот климат, — интеграция каждоминутных проживаний хода общей работы. Атмосфера и есть то краткое состояние, ко­торое проживается в отдельные временные отрезки занятий и слагается в единую ха­рактеристику. Многократные воспроизведе­ния благоприятной атмосферы порождают климат как устойчивую характеристику ученической группы детей. Потому так вы­соко напряжение учителя во время занятий: видеть каждого, оценивать атмосферу ситу­аций — поддерживать благоприятные и корректировать неблагоприятные. Педа­гог направляет первоначальное внимание на психологическую атмосферу — летучее, моментальное, динамичное образование, рождающееся как реакция на ситуацию взаимодействия. Наблюдаешь явление пси­хологической атмосферы — будто чудо.

Педагог вошёл в класс — сразу светлые и тёплые лица...и готовность к работе, и от­крытость, и свобода речи, лёгкость телодви­жений... Какие хорошие дети! А вот в ту же учебную группу пришёл другой педагог — на­стороженная тишина, чуть согнутые плечи, опущенные головы и ...недобрые лица... Тяжё­лая группа! Сегодняшние ужасные дети!

Непрофессиональный взгляд «не видит» истоков явления, воспринимает лишь картинки поведения детей: благоприятные и неблагоприятные. Адми­нистратор (например, менеджер, занявший место директора школы) отдаёт распоряжение «при­нять меры» в адрес дурных детей, полагая, что это и есть воспитание: выставляются «двойки»,вызываются родители, кое-кого переводят в коррекционную школу. Но гость-профессионал уже в вестибюле школы знает о том, каковы ученики этой школы. Психологическая атмосфе­ра сообщает ему об этом.

Психологическая атмосфера — слагаемое психо­логического климата: ежемоментных эмоциональ­ных реакций группы на протекающие события в итоге порождают привычное достаточно устой­чивое благоприятное образование. Через некото­рое время в группе закрепляется нравственный климат — «когда всем хорошо».

Психологический климат складывается с первого момента взаимодействия педагога с детьми. Вы­деленные операции составляют элементы единого метода — «привнесение, ценности» в контекст группового взаимодействия. Благодаря этому ме­тоду достигаются высокие результаты.

Назовём пошаговые операции профессионала-педагога.

Первый шаг — социально-ролевое обращение к детям как первоначальный элемент приветст­вия: «Юные мыслители!..», или: «Добрые друзья мои!..», или: «Дамы и господа/..», или: «Жители нашей планеты!..», или же: «Юные граждане нашей страны!..» И т.д. Ролевое обращение обеспечивает высокую нравственную идентификацию школьником себя как личности достойной и проецирует соответствующее этой роли поведение. Ролевое обращение обозначает характер поведения, требуемого каждый раз си­туацией деятельности. Поэтому оно разнообраз­но и неожиданно для детей.

Второй шаг — предупредительное снятие страха перед деятельностью и предотвра­щение неуспешности. Педагог говорит: «Не бойтесь, всё получится. Я же с ва­ми — я всегда вам помогу!». (Вариант:«...Мы поможем друг другу...»). Иногда педагог добавляет: «Все ли готовы? Всем ли удобно?». В этих вопросах звучит нежная забота о каждом, она-то и смягча­ет климат.

Третий шаг — ценностная интерпретация изучаемого объекта и личностный смысл содержания деятельности. Педагогу надо лишь взглянуть на тему занятий «с высо­ты», увидеть жизненную значимость про­блемы, раскрыть благие последствия пла­нируемых усилий. Например, педагог про­износит: «Вопрос очень важный для жизни... Лишь кажется, что мы ста­нем изучать термин математический...На самом деле, мы научимся экономить силы и время, если поймём, что такое«квадрат»...».

А далее — методически чёткая организа­ция структуры групповой работы: образ изучаемого объекта — цель деятельности по его изучению — средства и способы для работы — центральное умение (опе­рация) — объём работы — оценка полу­ченного результата — осмысление изме­нённого сознания. (Например, педагог Чарышской школы Алтайского края пред­лагает детям очертить план предстоя­щей работы, как восхождение по ступе­ням — ученики рисуют ступени и над­писывают их.)

И вновь положительное подкрепле­ние — групповое и индивидуальное. Наи­лучшей простейшей формой будет «Я-сообщение»: «Меня всегда радует хорошая работа человека...», «Мне так нравится красивое оформление работы...», «Люб­лю думать в тишине...».

Если в общий школьный режим введено традиционное правило «Не смеяться над ошибками другого!» — то такое общее правило школьной жизни заведомо способствует установлению благоприятного климата во всех классах всех возрастов.

Практическое воплощение нового воспитания более всего затруднено неспособностью учите­ля «привносить ценность» в контекст занятий, «распредмечивать» объект, наделяя организуе­мую деятельность ценностным содержанием. У педагога должно быть развито философиче­ское мышление, чтобы выявить скрытые в объектах ценности. Так:

•  увидеть в кусочке мела инструмент для мы­шления в поисках истины (Приступим к по­иску истины...Мел — инструмент нашего поиска);

•   воспринимать падающий за окном снег как дар природы (Остановимся... За окном чудо природы... Полёт снежинок? Или — та­нец...?);

•   расценивать дисциплину как свободу и ус­пех каждого (Дисциплина обеспечивает каж­дого личной свободой...Дисциплина — это красота...);

•   трактовать искусство как разновидность че­ловеческого языка (Что говорит человечест­ву Шопен? Что слышит каждый?... Что ответим Пушкину?..);

•   домашнее задание трактовать как способ развития своего «Я» (Зададим работу мозгу, чтобы развить его...и стать умнее... Выра­зим отношение к закону... Нарисуем кар­тинку нашего понимания...);

•  проецировать в маленьких детях граждан планеты (Граждане планеты должны знать свой общий дом...Будем решать проблему вместе с человечеством...):

•   обнаружить в школьном звонке беспокойст­во о сохранности жизни (Звонок призывает к отдыху...Проявляет заботу о нашем здоровье...);

В том случае, если ценности «Жжизнь», «че­ловек», «общество», «природа», «Я» обрета­ют для педагога личностный смысл, он естест­венно и просто выходит на их  предъявление.

Совершается это путём простого называния(«Слушаем внимательно — Человек гово­рит, это же интересно...»), раскрытия смысла ценности («Общество даёт нам

средства существования), реального дей­ствия, выражающего отношение к человеку(«Воды скорее!.. Помогите человеку...И бегом за медсестрой!»), предъявления образной картинки (фрагмент из фильма«Учитель пения»).

Удивительный способ предъявления ценнос­ти — пауза. Если педагог держит пау­зу — это признание ценности истины, ко­торая требует вдумчивости. Если ученик держит паузу — это признание в каждом из присутствующих ценности человека, на­ходящегося в состоянии поиска. Дети все­гда проживают удовлетворение, когда в класс приходит госпожа пауза: они тихо улыбаются, переглядываясь, либо шёпотом фиксируют:«Как тихо стало...». Учитель подхватывает:«...когда человек мыслит».

Подбираются яркие средства. Для создания(или корректирования) психологического климата они должны быть разнообразны и неожиданны для детей. Сгруппируем их по способу воздействия на детей.

Визуальные средства — всё то, что вос­принимается зрительно. Это любая картин­ка, представленная детям: живописное по­лотно, рисунок, портрет, фотография, нату­ральный предмет, создание природы, вещи, инструменты... Разумеется, она сопровож­дается ценностной интерпретацией:

Это — творчество человека», «Сейчас расширяется наше постижение мира»,«Это — наполняет жизнь красотой», «Правило раскрывает закон жизни»...

Зрительный образ особенно важен для младшего школьника в его возрасте при предметном восприятии окружающего мира. Он и людей воспринимает как некую кар­тинку (нравится — не нравится). С этой точки зрения открывается важность школь­ного костюма учеников и костюма педагога. Одежда — элемент социальной среды школы и фактор психологический. Снимая одежду, человек «снимает» своё состояние и, надевая другой костюм, «надевает» иное состояние. Французский писатель Оноре Бальзак, ссылаясь на писателя Стерна, подчеркивает значение для успешности че­ловека его внешнего облачения, говоря, что мысли писателя после того, как он побрил­ся, отличаются от тех, какие были у него до бритья.

Аудиальные средства — звуки, воздействующие через канал слуха: слова, музыка, тональность и мелодичность речи, пение, голоса животных и птиц, звуки природной стихии, звуки техники, голос младенца и голос митинга... И здесь чрез­вычайно важен педагогический комментарий: «звуки жизни», звук страдания», «крик о по­мощи», «голос побеждающего человечества»... Пение соловья и хрюканье поросенка — одина­ково ценностно отражают торжество жизни.

Одновременное использование визуальных и аудиальных средств оказывает особенно сильное впечатление. Приведём пример такого совмеще­ния и предлагаем коллегам проверить силу его влияния на практике. Представим детям портрет великого музыканта-скрипача Николо Паганини кисти художника Шарля Делакруа (1831 г.),скажем несколько слов о его жизни. И воспро­изведём фрагмент его произведения («язык Па­ганини»), Предложим прослушать музыку, со­храняя два важных условия: подбирается фраг­мент, а сам процесс слушания музыки сопро­вождается инструкцией: «Пропевать про себя мелодию» (совет Генриха Нейгауза). На ли­цах — восторг, воодушевление, проживание до­брых чувств. Дети радостно сообщают, что импонравилось слушать музыку. В итоге — тон­чайший психологический климат. Психологичес­кий след этого занятия сохраняется достаточно долго, а для некоторых — навсегда. Сошлёмся на опыт учителя начальной школы Ольги Лео­нидовны Леоновой3, вводящей с первого класса музыку в процесс урока для создания психоло­гического климата.

Кинестетические средства — организуемые в определённом порядке движения: гимнастичес­кие, танцевальные, символические, художествен­но-образные и простейшие действия в опреде­лённом ритме. Их набор богат: «попрыгаем, как зайчики», «полетаем, как стрекозы», «потя­немся к небу», «потопаем по лужам»...и «десять приседаний», и т.п.

Особая роль здесь отводится ритму: му­зыкальному, речевому, пластическому, двигательному, цветовому. Ритмическое чередование само по себе уже является возбуждающим фактором активности и эмоционального состояния. Ритмические движения обладают большим влиянием на настроение группы. Предлагаем колле­гам вспомнить финальный аккорд ново­годних музыкальных вечеров Венской филармонии (телевизионная програм­ма ). Когда исполняется заключитель­ный Марш Радецкого,  дирижёр оборачи­вается к публике, призывая к соучас­тию: публика поочерёдно отхлопывает ритм оркестрового звучания: балкон »справа, балкон слева, ложи справа, ложи слева, партер, а в заключение — весь зал). Сияющие лица, излучение востор­га и проживание минут единения всех сидящих в этом зале. Добавим: и нас, телезрителей, охватывает нечто по­добное. Это психологическая закономер­ность в своём проявлении. Назовём та­кую методику ритмическим этюдом. По­лезно прибегать к ритмическому этюду:

  • аплодисментам — при успехе ученика(«Заслужил наши аплодисменты»);

    • ритмическим упражнениям рук («На­ши пальчики устали...») -, постукиванию ног («такое чёткое и сильное мальчи­ков», такое лёгкое и нежное девочек»);

Внешний облик педагога — наиважней­ший фактор психологического климата, вбирающий в себя одновременное визу­альное, аудиальное и кинестетическое влияние на состояние души ребёнка.

Вот иллюстрация детского впечатления от внешнего облика педагога:

— ...Мария Владимировна была краси­ва: совершенный по чёткости и лако­низму профиль, глаза чуть темнее бе­рёзового сока, небольшие, но яркие и блестящие...густые пушистые, пе­пельные с прозолотью волосы обводили голову зыбким контуром, загоравшим­ся на солнце наподобие нимба... Я ра­достно вручил свою судьбу новому кумиру — величавой женщине с ореолом вокруг головы, с прямым спокойно строгим, нелюбопытствующим  взором, с чеканной серебряной брошкой, лежащей плашмя на высокой тихо дышащей груди...4

Голос и речь педагога играю немаловажную роль в установлении определённого климата. Мелодика голоса, чёткая артикуляция звука, эмоциональная выразительность речи, нежная озабоченность по поводу успешности каждого ребёнка, ритмика речи, лексическая красота...И добавим: отсутствие крикливости, приказной тональности, наставительности, многословия, грубости — условие работы с детьми.

Обратим внимание и на позы учителя. Ис­ключим сразу позы устрашающие, возбуждаю­щие агрессию:

 

3 Леонова Ольга Леонидовна, педагог школы № 1454 г. Москвы.«Педагогика высокого полёта». — М. 2015.

4Нагибин Юрий. Остров любви. Повести и рассказы. —М. 1977. — С. 241.

 

 

 

•    «поза пистолета» — ручка, карандаш, указка, направленные остриём на детей;

•   «поза замка» — руки, сложенные на гру­ди, животе, на столе перед собою (послед­ний вариант до сих пор практикуется

в отношении детей якобы для соблюдения дисциплины );

•   «поза льва перед прыжком» — руки

в опоре на столе и тело наклонено вперёд;

•   «поза воинствующего петуха» — руки за спиной, грудь выгнута вперёд;

•   «поза полицейского» — руки на бёдрах или в карманах.

Отметим и черты в облике учителя, влияющие позитивно на психологический климат группы:

•   открытая поза (без замка), развёрнутые ладони в сторону детей;

•   «платье доброжелательности и мимика благожелательная );

•  лёгкий наклон в сторону группы детей(«прямая диагональ»);

•   бодрая ритмическая походка как готов­ность к работе;

•   взгляд, охватывающий всех детей группы(«фокусирующий» ).

А теперь отметим общие черты благоприятно­го климата, создаваемого организационными

способами. Пусть это будут первые три правила урока:

• «Тишина мысли» — проявление забо­ты всех учеников и учителя, желающих успеха каждому. «Правило одного голо­са» — проявление уважения к индивиду­альности, предоставление ей свободы мысли и мнений. «Забота каждого о каж­дом» — обеспечение успешности всех детей на всех уроках. Со временем эти пра­вила трансформируются и расширяются —часто инициативе подрастающих детей. Например, в четвёртом классе рождается «Слушая Другого, становлюсь умнее или «У человека нет недостатков, а есть достоинства, ещё пока не успев­шие развиться».

Для педагогического профессионального взгляда даже отдельный краткий момент занятий с детьми позволяет увидеть всю, совокупность средств и методик «нового воспитания». Мимика, пластика, поза пе­дагога, внимание «каждого к каждому»,одежда детей и яркое пятно одежды пе­дагога, речевое свободное общение, готов­ность к работе и радостное восприятие достижений ученика... — всё свидетельствует о доброжелательности, мягкости вза­имоотношений, активности, развитии лич­ности — то есть становлении свободного достойного человека.

«Новое воспитание», вчера ещё казавшееся далёкой мечтой романтиков, сегодня в сво­их пёстрых отдельных элементах уже внед­ряется в практику. Остаётся только расши­рить пространство внедрения и, распрощав­шись с прошлым опытом, терпеливо и неу­клонно взращивать профессиональное мас­терство. (Не «компетенции» как некоторую осведомлённость о чём-либо!) Преобразуя себя и целевой образ воспитанников, выст­раивая взаимодействие с детьми на высо­ком уровне культуры, осмысливая жизнен­ную значимость учебного материала и кон­струируя пленительные формы деятельности детей, мы не заметим, как процесс воспита­ния обретёт традиционный вид и улетучит­ся понятие «новое воспитание».

 

 


.: :.

Государственные символы
Республики Беларусь

/images/banners/hotlineROO.png

Внешние ссылки
Cайт Президента Республики Беларусь
Министерство образования
УО Миноблисполкома
ГИАЦ МО РБ
Комитет по образованю МИНГОРИСПОЛКОМА
Официальный сайт Дзержинского райисполкома
АДУКАЦЫЙНЫ ПАРТАЛ
Официальный сайт Тихвинского городского поселения
Официальный сайт Тихвинского района
Детский правовой сайт
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Дзержинская районная библиотека

© 2002-2019 SCHOOLNET.BY

Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно